Главная » Статьи » Университет Управления и Психосистемологии |
Целостная картина мира человека как метод адаптации и решения проблемы «клипового сознания» посредством универсальных моделей Войт Людмила Ивановна Проректор УУ (одесское отделение) соискатель в ОНУ им.И.И.Мечникова e-mail:Luda_voit@mail.ru
С позиции онтологии мы познаем окружающий мир, его сущность и существование как развитие двух направлений: идеалистического и материалистического бытия. Представления о бытии формируют целостную картину мира, в связи с этим различают: философскую, религиозную, научную и обыденную картины мира. Бытие человека подчиняется природным законам, а также влияет на изменение социокультурной среды, что зависит от уровня сознания человека. Существуют три ипостаси сознания. Индивидуальное сознание: мысли, чувства, эмоции, стремления, желания, а также устойчивые знания, убеждения, ценностные ориентиры, перспективы развития. Коллективное сознание: оно зафиксировано в фамильном и родовом древе, как стереотипы поведения и стиль жизни. Общественное сознание: хранящиеся в архитипических особенностях окружающей нас действительности ее культуре, зафиксированные в знаковом, универсальном символизме мира. Важнейшее свойство бытия – способность к самоорганизации, то есть закономерному упорядочиванию и формированию интегрирующих целостных систем. Человеческие механизмы познания мира таковы, что взаимодействие человека с миром и познание его выстроено в ряд: ощущение, чувствование, образное восприятие и понимание, осмысление понимаемого, понятийное моделирование воспринятого, через многообразие мира сущностное осознание воспринимаемого, целостная, системная картина мира – ответное действие. Существует язык восприятия, мышления, сознания. Философия всегда формировала мировоззренческие конструкты и символы как язык, способствующий целостному восприятию мира. Проблема хаотизации мира особенно очевидна сейчас в новую эпоху. Исчезла «горизонталь и вертикаль» исторической достоверности мира. В силу фрагментарности информации и отсутствия логики в подаче материала, как отдельных фрагментов, так и взаимосвязей между ним, формируется у всех людей, в том числе и у детей, эффект «клипового мышления». Клиповое мышление, не связанное с целеориентированием и перспективами человека, практически отменяет условия для перехода информации в знание. Отсутствие правильного анализа и примитивное клипово-образное восприятие разрушает исторический вид мышления, такой как деятельностное[2]. Люди зависают в состоянии виртуальной деятельности. Исторический вид сознания хранится в архетипах человечества и передается в культуре через универсальные символы, которые способствуют вневременной передаче истины. Универсальные символы отвечают за интеграцию феноменальных и ноуменальных состояний сознания. Феноменальное и ноуменальное сознание по Канту таково: первое формирует образы, зафиксированные в деятельности человека и природы, а второй вид сознания касается самой ментальной деятельности человека [1]. То есть взаимодействие человека с миром происходит относительно одновременно его внутреннего и внешнего бытия. Формирование целостной картины мира посредством универсальных символов существует столько, сколько существует сознание. Мы возьмем древние конструкты - символы и представим вам современные модели, способствующие реорганизации содержимого сознания в целостную картину мира. Что же это за конструкты? Прежде всего это восточные символы, данные в виде: Монады-Инь-Янь – китайский символ, формирующий целостную картину мира человека, и им пользуется весь мир. А также колесо сансары, буддийский символ- конструкт, способствующий формированию целостной картины мира и его преображению. В греческой философии модель восприятия и изменения окружающего бытия дана Аристотелем: ресурсы, форма, движение, цель. Во всех философских теориях представлена образно-символическая компонента понимания мира, как природная необходимость сознания и возможность опоры сознания на «образ», в своем развитии. Универсальные модели-конструкты, представленные Универсологией, позволяют решить проблему «фрагментарно-клипового мышления», сформировав такой вид нестандартного мышления, который основан на законах природы. Модель №1. Иерархия целевых ориентиров в мире при моделировании индивидуальных перспектив на основе взаимосвязи аттракторов от цели через путь 12-ти атрракторов к перспективе совершенствования результата [3] Модель№2. Выстраивание взаимосвязей человека с учетом модели №1-иерархии целевых ориентиров, на основе поэтапности и связности: от целеориентированности и 10 этапов к иерархии ступеней к достигнутому.[4]
Модель №4. Иерархически-коллегиально и согласованности управления системой действий, самоорганизации человека в окружающем его мире[5]. Применяя модели на практике, человек формирует «целостную картину мира» и связность мышления, что позволяет ему принимать решения, а значит, преобразовывать информацию в знание на основе познанного и применённого. Универсальные модели - конструкты становятся методом адаптации человека в окружающем его мире по восстановлению целостного потока сознания и моделирования связной картины мира.
Литература:
| |
Просмотров: 1117 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |