Суббота, 18.05.2024, 23:05
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Университет Управления и Психосистемологии

Целостная картина мира человека как метод адаптации и решения проблемы «клипового сознания» посредством универсальных моделей

Целостная картина мира человека как метод адаптации и решения проблемы «клипового сознания» посредством универсальных моделей

Войт Людмила Ивановна

Проректор УУ (одесское отделение)

соискатель в ОНУ им.И.И.Мечникова

e-mail:Luda_voit@mail.ru

 

С позиции онтологии мы познаем окружающий мир, его сущность и существование   как развитие двух направлений: идеалистического и материалистического бытия. Представления о бытии формируют целостную картину мира, в связи с этим различают: философскую, религиозную, научную и обыденную картины мира. Бытие человека подчиняется природным законам, а также влияет на изменение социокультурной среды, что зависит от уровня сознания человека. Существуют три ипостаси сознания.

Индивидуальное сознание: мысли, чувства, эмоции, стремления, желания, а также устойчивые знания, убеждения, ценностные ориентиры, перспективы развития.

Коллективное сознание: оно зафиксировано в фамильном и родовом древе, как стереотипы поведения и стиль жизни.

Общественное сознание: хранящиеся в архитипических особенностях окружающей нас действительности ее культуре, зафиксированные в знаковом, универсальном символизме мира. 

Важнейшее свойство бытия – способность к самоорганизации, то есть закономерному упорядочиванию и формированию интегрирующих целостных систем. Человеческие механизмы познания мира таковы, что взаимодействие человека с миром и познание его выстроено в ряд: ощущение, чувствование, образное восприятие и понимание, осмысление понимаемого, понятийное моделирование воспринятого, через многообразие мира сущностное осознание воспринимаемого, целостная, системная картина мира – ответное действие. Существует язык восприятия, мышления, сознания. Философия всегда  формировала мировоззренческие конструкты и символы как язык, способствующий целостному восприятию мира. Проблема хаотизации мира особенно очевидна сейчас в новую эпоху. Исчезла «горизонталь и вертикаль»  исторической достоверности мира. В силу фрагментарности информации и отсутствия логики в подаче материала, как отдельных фрагментов, так и взаимосвязей между ним, формируется у всех людей, в том числе и у детей, эффект «клипового мышления». Клиповое мышление, не связанное с целеориентированием и перспективами человека, практически отменяет условия для перехода информации в знание. Отсутствие правильного анализа и примитивное клипово-образное восприятие разрушает исторический вид мышления, такой как деятельностное[2]. Люди зависают в состоянии виртуальной деятельности. Исторический вид сознания хранится в архетипах человечества и передается в культуре через универсальные символы, которые способствуют вневременной передаче истины. Универсальные символы отвечают за интеграцию феноменальных и ноуменальных состояний сознания. Феноменальное и ноуменальное сознание по Канту таково: первое формирует образы, зафиксированные в деятельности человека и природы, а второй вид сознания касается самой ментальной деятельности человека [1]. То есть взаимодействие человека с миром происходит относительно одновременно его внутреннего и внешнего бытия.
     Проблема современного человека кроется во фрагментарности-клиповости его сознания.  Доступность к информационным ресурсам нарушает процессы в самом человеке, в его сознании. Человек не может обобщить данные и строить из них единую последовательность. Длинные тексты не запоминаются, отсутствует связь между разделенными по времени историческими событиями, потому что понимают их образно и фрагментами.  Достоверность в такой «клиповой» картине мира отсутствует, так как картина мира или пространство формируется при отсутствии времени на обработку информации. Человеку показывают готовое решение, не показывая путь к нему. При отсутствии в человеке своей системы мировосприятия фрагментарно-клиповое мышление рождает агрессию в его сознании. Недостаток нужной информации и целостных алгоритмов не позволяет принять решение, человеку даётся готовое. Таким образом, создается иллюзия «свободы выбора», когда человек делает именно то, что от него хотят, и думает, что сделал это самостоятельно. А возможность перевести информацию в разряд знания теряется из-за отсутствия связности в сознании ряда: прошлое-настоящее – будущее. Лозунг «здесь и сейчас» играет роль порочного, он как будто бы включает деятельностное сознание в процесс жизни, но отсутствие опоры на прошлое и «образа будущего» делает наше сознание примитивным и фрагментарным. Процесс нахождения взаимосвязей между фактами информации – это метод преодоления «клипового сознания». Какие же бывают формы «клипового сознания»? Это прежде всего появление желания «быть в курсе» и оно рождено давно, а выявлено сейчас через формы, присущие именно ему: это стадное поведение, мода на массовость, поп-культура, рекламная манера жизни, пренебрежение и отсутствие доказательств, позёрство, митинги, революции, перестройки, умственная и духовная примитивность и др. Человек с клиповым сознанием не умеет измерять глубину пропасти между радужной картинкой отражения и возможностью преображения жизни.

Формирование целостной картины мира посредством универсальных символов существует столько, сколько существует сознание. Мы возьмем древние конструкты - символы и представим вам современные модели, способствующие реорганизации содержимого сознания в целостную картину мира. Что же это за конструкты? Прежде всего это восточные символы, данные в виде: Монады-Инь-Янь – китайский символ, формирующий целостную картину мира человека, и им пользуется весь мир. А также колесо сансары, буддийский символ- конструкт, способствующий формированию целостной картины мира и его преображению. В греческой философии модель восприятия и изменения окружающего бытия дана Аристотелем: ресурсы, форма, движение, цель.

Во всех философских теориях представлена образно-символическая  компонента понимания мира, как  природная необходимость сознания и возможность опоры сознания на «образ», в своем развитии.

Универсальные модели-конструкты, представленные Универсологией, позволяют решить проблему «фрагментарно-клипового мышления», сформировав такой вид нестандартного мышления, который основан на законах природы.

  Модель №1. Иерархия целевых ориентиров в мире при моделировании индивидуальных перспектив на основе взаимосвязи аттракторов от цели через путь 12-ти атрракторов к перспективе совершенствования результата [3]

Модель№2. Выстраивание взаимосвязей человека с учетом модели №1-иерархии целевых ориентиров, на основе поэтапности и связности: от целеориентированности и 10 этапов  к иерархии ступеней к достигнутому.[4]

 

 

Модель №4. Иерархически-коллегиально и согласованности управления системой действий, самоорганизации человека в окружающем его мире[5].

Применяя модели на практике, человек формирует «целостную картину мира» и связность мышления, что позволяет ему принимать решения, а значит, преобразовывать информацию в знание на основе познанного и применённого. Универсальные модели - конструкты становятся методом адаптации человека в окружающем его мире по восстановлению целостного потока сознания и моделирования связной картины мира.

 

Литература:

  1. Кант И. (1724–1804). Критика чистого разума. Эл. библиотека royallib.com.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.  М., 1977
  3. Поляков В.А. Критерии истины. Всеобщий закон развития. Минск, ВЭВЭР 1999.
  4. Поляков В.А. Тайны символизма. Москва, 2007
  5. Поляков В.А. Универсология. М., Амрита-Русь, 2004,315с
  6. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. (1928) 
    // Вестн. Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991. N 4. С. 5-18

 

Категория: Университет Управления и Психосистемологии | Добавил: biobalans (05.05.2015)
Просмотров: 1117 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: