Воскресенье, 19.05.2024, 00:42
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Университет Управления и Психосистемологии

Формирование «целостной картины мира» ребенка, на основе «образа жизни» семьи.

Формирование «целостной картины мира» ребенка,

на основе «образа жизни» семьи

 

Войт Л.И. проректор УУ

г.Одесса

           В современной эпохе «целостная картина мира» формируется посредством понятий «мир», «равенство», «братство» и эти образы являются универсальными ценностями для всех людей планеты, народа, рода, семьи и человека, приблизится к которым стремиться все человечество.  А также «целостная картина мира» формируется на основе универсальных мировоззренческих символов - конструктов, которые позволяют согласовать личные «картины мира» посредством целеориентированной циклической деятельности человека, семьи и других систем жизни [6].

 

 Первый коллектив который формирует человек - это семья. После изобретения атомного оружия, мир стал смертен и очень важно воспитывать в каждой семье космизм сознания или «целостную картину мира» каждой ее составляющей. Все в мире развивается на основе общих законов природы как общее пространство жизни человека в том числе и семья. Для управления этим общим пространством мы должны видеть мир целостно, то есть видеть его «общую картину». Когда и где же эта «целостная картина мира» появляется у ребенка? Конечно же ее формирование начинается в семье, в первом коллективе ребенка на основе совместной деятельности родителей и детей и того «образа жизни» какой демонстрируют родители как стиль каждодневной совместной жизнедеятельности.

    «О́браз жи́зни» (лат. modus vivendi) определяется как форма индивидуальной и коллективной жизнедеятельности и она находит свое выражение в деятельности, интересах, убеждениях. Основными параметрами «образа жизни» является его многофункциональность: труд, образование, культурная и общественная деятельность. От того какой «образ жизни» ведут родители зависит их здоровье и здоровье семьи и «целостная картина мира» ребенка. Образ жизни сопряжен со стилем повседневной жизни, а также биологическими, культурными, духовными потребностями человека. Образ жизни переходящий в стиль жизни формируется в семи сферах жизни человека: в быту, в эмоционально-чувственном выражении, в трудовой деятельности, социальной адаптации, в способности к интеграции с другими людьми, в ценностных предпочтениях и мировоззренческих убеждениях.

       Целостная система жизни семьи развивается как в синергетических, так и в иерархических взаимосвязях, и эта взаимообусловленность является гарантом гармоничных взаимоотношений. Семья, формируясь имеет определенный опыт как биологическое и социальное существо на основе архетипического опыта общества. В жизнедеятельности людей включены программы двух типов: биологическая и социокультурная, одна без другой не существует, они обуславливаются друг другом. Биологическая программа зафиксирована в генной структуре самого ребенка и передается родителями. Социально-культурная программа хранится и передается в обществе в качестве культурных традиций. Культура хранит, трансмутирует, генерирует программы деятельности, поведения и общения, фиксируя их в форме различных знаковых систем, имеющих смысл и значение. Существует знаковая система мироздания, зафиксированная в поведенческих проявлениях человека, в его культурно-общественных отношениях, в умении человека раскрыть собственный потенциал, через творчество с другим, где совместное действие переходит во внутренний мир человека и становится знаком, рождающим смысл. [1] Л.С. Выготский - определил сущность психологической системы как построение отношений и закрепление их результата в мышлении взаимодействующих сторон при введении в их взаимосвязь 3-го фактора, где А.Н. Леонтьев назвал этот 3-й фактор деятельность.

      Совместная предметная деятельность родителей и детей через чувственные образы формируют «целостную картину мира». Таким образом, чувственные образы означаются ребенком, что является важнейшими "образующим" человеческого сознания. Значения (знаки) преломляют мир в сознании человека сформированные на основе деятельности. В значениях на основе чувственных образов представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой.

    Каждый отдельный человек создает свой неповторимый «образ мира», который вбирает в себя черты коллективного миропонимания, характерные для определенной исторической, а также предыдущих эпох с напластованием социальной и биологической характеристик данной личности, отражающих его национальность, профессию, уровень образованности, принадлежность к определенной субкультуре, пол, возраст. Несмотря на то, что в течение жизни индивидуальное мировидение человека меняется, его картина мира отличается лишь нюансами от образа мира, запечатленного в общей картине мира его народа и времени. Вместе с тем, именно "образуя свои собственные ''картины мира", индивиды культуры участвуют в создании целостной и во многом противоречивой гармонии мира" [3].

    Топоров В. Н. определяет зависимость «модели мира» от исторического процесса жизни и выстроенных отношений в ней, о невозможности эмпирически познать ее. [4] Гуревич А.Я. определяет картину мира как "сетку координат", при посредстве которой люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании. В каждой модели мира есть этнические особенности; универсальные понятия и категории (время, пространство, изменения, причина, судьба, число, отношение чувственного к сверхчувственному, отношение части и целого) и т.д.[2].

       Одна из главных целей школьного и семейного воспитания состоит в том, чтобы готовить дитя к труду говорил К.Д. Ушинский. [5] Он, различал труд ментальный и физический и считал, что смена деятельности самый отличный отдых, а также на начальной ступени обучения ребенку должно быть дано «прочное здание ясного, живого и верного миросозерцания», «стройный образ мира»; «живое» представление о мире. Движущей силой процесса формирования целостной картины мира у развивающегося человека является «творящая идея» развития, совершенствования и одухотворения целостного человека. Формирование целостного образа мира, «живого», «округленного миросозерцания», в центре которого «блестит нравственная, гуманная христианская идея», выступает необходимой предпосылкой целостности развивающейся личности ребенка. Формирование целостной картины мира становится возможным, согласно К. Д. Ушинскому, если образование ребенка осуществляется в языке народа, науке, религии, истории страны, традициях, литературе. [5]

Литература:

  1. Выготский Л.С. , Проблема культурного развития ребенка (1928) 
    // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.
  2. Гуревич А. Я. Г 95 Категории средневековой культуры,—2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство, 1984.350 с.
  3. Руденко,В.В. Прокопенко // Язык и наука XX века: сб. статей. М. : Рос. гос. гу-манит. ун-т, 1995.-С. 118-143.
  4. Топоров В.Н. Модель мира (миопоэтическая) // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 2. - С.161-166.
  5. Ушинский К.Д.,  Собрание сочинений, М., 1974. 
  6. Поляков В.А. Универсология, М., Амрита-Русь, 2004,315с
Категория: Университет Управления и Психосистемологии | Добавил: biobalans (05.05.2015)
Просмотров: 969 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: