Главная » Статьи » Университет Управления и Психосистемологии |
Формирование «целостной картины мира» ребенка, на основе «образа жизни» семьи
Войт Л.И. проректор УУ г.Одесса В современной эпохе «целостная картина мира» формируется посредством понятий «мир», «равенство», «братство» и эти образы являются универсальными ценностями для всех людей планеты, народа, рода, семьи и человека, приблизится к которым стремиться все человечество. А также «целостная картина мира» формируется на основе универсальных мировоззренческих символов - конструктов, которые позволяют согласовать личные «картины мира» посредством целеориентированной циклической деятельности человека, семьи и других систем жизни [6].
Первый коллектив который формирует человек - это семья. После изобретения атомного оружия, мир стал смертен и очень важно воспитывать в каждой семье космизм сознания или «целостную картину мира» каждой ее составляющей. Все в мире развивается на основе общих законов природы как общее пространство жизни человека в том числе и семья. Для управления этим общим пространством мы должны видеть мир целостно, то есть видеть его «общую картину». Когда и где же эта «целостная картина мира» появляется у ребенка? Конечно же ее формирование начинается в семье, в первом коллективе ребенка на основе совместной деятельности родителей и детей и того «образа жизни» какой демонстрируют родители как стиль каждодневной совместной жизнедеятельности. «О́браз жи́зни» (лат. modus vivendi) определяется как форма индивидуальной и коллективной жизнедеятельности и она находит свое выражение в деятельности, интересах, убеждениях. Основными параметрами «образа жизни» является его многофункциональность: труд, образование, культурная и общественная деятельность. От того какой «образ жизни» ведут родители зависит их здоровье и здоровье семьи и «целостная картина мира» ребенка. Образ жизни сопряжен со стилем повседневной жизни, а также биологическими, культурными, духовными потребностями человека. Образ жизни переходящий в стиль жизни формируется в семи сферах жизни человека: в быту, в эмоционально-чувственном выражении, в трудовой деятельности, социальной адаптации, в способности к интеграции с другими людьми, в ценностных предпочтениях и мировоззренческих убеждениях. Целостная система жизни семьи развивается как в синергетических, так и в иерархических взаимосвязях, и эта взаимообусловленность является гарантом гармоничных взаимоотношений. Семья, формируясь имеет определенный опыт как биологическое и социальное существо на основе архетипического опыта общества. В жизнедеятельности людей включены программы двух типов: биологическая и социокультурная, одна без другой не существует, они обуславливаются друг другом. Биологическая программа зафиксирована в генной структуре самого ребенка и передается родителями. Социально-культурная программа хранится и передается в обществе в качестве культурных традиций. Культура хранит, трансмутирует, генерирует программы деятельности, поведения и общения, фиксируя их в форме различных знаковых систем, имеющих смысл и значение. Существует знаковая система мироздания, зафиксированная в поведенческих проявлениях человека, в его культурно-общественных отношениях, в умении человека раскрыть собственный потенциал, через творчество с другим, где совместное действие переходит во внутренний мир человека и становится знаком, рождающим смысл. [1] Л.С. Выготский - определил сущность психологической системы как построение отношений и закрепление их результата в мышлении взаимодействующих сторон при введении в их взаимосвязь 3-го фактора, где А.Н. Леонтьев назвал этот 3-й фактор деятельность. Совместная предметная деятельность родителей и детей через чувственные образы формируют «целостную картину мира». Таким образом, чувственные образы означаются ребенком, что является важнейшими "образующим" человеческого сознания. Значения (знаки) преломляют мир в сознании человека сформированные на основе деятельности. В значениях на основе чувственных образов представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой. Каждый отдельный человек создает свой неповторимый «образ мира», который вбирает в себя черты коллективного миропонимания, характерные для определенной исторической, а также предыдущих эпох с напластованием социальной и биологической характеристик данной личности, отражающих его национальность, профессию, уровень образованности, принадлежность к определенной субкультуре, пол, возраст. Несмотря на то, что в течение жизни индивидуальное мировидение человека меняется, его картина мира отличается лишь нюансами от образа мира, запечатленного в общей картине мира его народа и времени. Вместе с тем, именно "образуя свои собственные ''картины мира", индивиды культуры участвуют в создании целостной и во многом противоречивой гармонии мира" [3]. Топоров В. Н. определяет зависимость «модели мира» от исторического процесса жизни и выстроенных отношений в ней, о невозможности эмпирически познать ее. [4] Гуревич А.Я. определяет картину мира как "сетку координат", при посредстве которой люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании. В каждой модели мира есть этнические особенности; универсальные понятия и категории (время, пространство, изменения, причина, судьба, число, отношение чувственного к сверхчувственному, отношение части и целого) и т.д.[2]. Одна из главных целей школьного и семейного воспитания состоит в том, чтобы готовить дитя к труду говорил К.Д. Ушинский. [5] Он, различал труд ментальный и физический и считал, что смена деятельности самый отличный отдых, а также на начальной ступени обучения ребенку должно быть дано «прочное здание ясного, живого и верного миросозерцания», «стройный образ мира»; «живое» представление о мире. Движущей силой процесса формирования целостной картины мира у развивающегося человека является «творящая идея» развития, совершенствования и одухотворения целостного человека. Формирование целостного образа мира, «живого», «округленного миросозерцания», в центре которого «блестит нравственная, гуманная христианская идея», выступает необходимой предпосылкой целостности развивающейся личности ребенка. Формирование целостной картины мира становится возможным, согласно К. Д. Ушинскому, если образование ребенка осуществляется в языке народа, науке, религии, истории страны, традициях, литературе. [5] Литература:
| |
Просмотров: 969 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |